Информационная безопасность
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
конфиденциальность информации;
доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:
Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
Полезные ресурсы
Квест по цифровой грамотности
нормативное регулирование
К числу наиболее значимых нормативных правовые актов в области обеспечения информационной безопасности относятся следующие законы и подзаконные акты:
Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/ содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др.
Например, к таким положениям относятся нормы, которые устанавливают право каждого субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4.ст. 29).
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на доступ к информации о частной жизни и передачу сообщений по линиям телефонной связи (ст.23).
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102144301 закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Закон определяет ключевые термины в области безопасности, которые применимы и для сферы информационной безопасности, принципы и систему безопасности, правовой статус и состав Совета Безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» http://kremlin.ru/acts/bank/32492 регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Федеральный закон от 27 апреля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» http://kremlin.ru/acts/bank/24157 фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» http://kremlin.ru/acts/bank/24154 регулирует деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ В главе 28 Кодекса предусматривается ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации (ст.272-275). Всего в тексте Кодекса содержится более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение запретов в информационной сфере.
Трудовой кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ определяет общие требования по обработке и защите персональных данных работника, устанавливает сроки хранения таких данных и процедуру их использования. В случаях нарушения норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет норму об ответственности за разглашение отдельных видов тайн и персональных данных.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации.
Доктрина информационной безопасности. Российской Федерации http://kremlin.ru/acts/bank/41460 представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
Письмо Минобразования РФ от 13 августа 2002 г. № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «Рекомендациями по организации эффективного использования компьютерной базы в общеобразовательных учреждениях»).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2006 г. № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетногонационального проекта «Образование».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07 «О правилах подключения образовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет».
Общие аксиомы безопасности
Поступайте и пишите в Сети так, как поступили бы в реальной жизни и как хотели бы, чтобы поступили с вами.
Уважайте своих собеседников и чужую собственность в Интернете, за ними настоящие люди и реальный труд.
Не сохраняйте на своём компьютере неизвестные файлы, не переходите по ссылкам от незнакомцев, какими бы заманчивыми они не были.
Обязательно установите антивирус и фаервол и регулярно обновляйте их базы.
Не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением .exe.
Старайтесь давать как можно меньше информации о себе в Интернете.
Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.